Невары в долине Катманду подняли архитектуру и скульптуру, а также обработку дерева и металлов на небывалую высотую. Живя на великом торговом пути, они с готовностью воспринимали индийское влияние и передавали дальше свои достижения: храм-пагода возник в Непале, большинство статуй в монастырях Тибета сделаны мастерами Патана.
Скульптура
Каменотесы создавали статуи, узорные колонны, украшенные кружевной резьбой чайтья, пышные фонтаны, бесчисленные лингамы. Уже в глубокой древности под индийским влиянием (стиль Гуптов) возникают подлинные шедевры. Некоторые статуи эпохи личчхавов и по сей день не имеют соперников среди художественных памятников долины Катманду.Сейчас искусных резчиков по камню в Непале почти не осталось, так как нет спроса на эту специальность. Лишь изредка возникает потребность в реставрации древних памятников.
Обработка металлов
Диапозон здесь широк – от грубого медного кувшина для воды до позолоченной статуи в храме. Во всем мире славятся металлические статуи из Патана. Сначала их делали в основном из бронзы, позднее чаще из латуни. Наивысшего расцвета это искусство достигло в XIV-XVвв., но и сегодня создаются великолепные произведения. Здесь по – прежнему применяется техника “утраченного воска”: фигура изготавливается из воска и обмазывается глиной. Затем воск вытапливается , а получившаяся полость заливается жидким металлом (при этом в середину вводится глиняный стержень, так что статуя остается полой). Освободив статую от глины, ее шлифуют и полируют, покрывают позолотой или расписывают, а особенно дорогие экземпляры украшают драгоценными камнями.
Живопись
Поскольку традиции театра или китайских теней не существует, то важным способом наглядно изобразить богов и святых и сделать доходчивее религиозные представления является живопись. Изображения богов вешают не только в храмах, но и дома - как талисманы, приносящие счастье. Картины служат темой для медитации и часто – пособием преподавателю и наставнику. Они представляют сцены из жизни того или иного бога, историю постройки дворца или храма или же историю монашеского ордена. Эти неварские произведения живописи называются “паубха” - их сохранилось совсем немного, и они хранятся в монастырских библиотеках и выставляются напоказ лишь по особо важным поводам.
Тханка – на заранее подготовленном холсте красками из цветов или кореньев, из порошка цветных и полудрагоценных камней пишется картина с характерной шелково-матовой поверхностью. Краска для тонких линий рисунка или украшений божества делается из золотого порошка. Сувенирные тханки пишутся в основном темперой, которую легко опознать по блестящей поверхности, а золото заменяется желтой краской.
Музыка и танцы
Это тоже форма выражения богопочитания. Бхаджан - одна из немногих музыкальных форм, под которую не танцуют. Группа мужчин – неваров сидит на открытой площадке перед храмом и с глубоким чувством поет священные песнопения под звуки фисгармонии, табла (инд. барабанов) и цимбал.
Религиозная музыка служит прежде всего аккомпанементом танцам ряженых на больших осенних праздниках или ритуальным танцам священнослужителей в неварских монасьтырях.
Основной народный инструмент – маленький, привязываемый к животу, барабан. Когда носильщики, солдаты или подростки соберутся на посиделки вечером в деревне, кто-нибудь начинает отбивать ритмы и напевать популярную мелодию – и вскоре к нему присоединяются все остальные. Часто это песня- импровизация, припев которой знают все. Певцы по очереди рассказывают о том, что их волнует, а припев поют все вместе. Нередко песня переходит в танец. Многие племена, от тхару в тераях до шерпов в Гималаях, имеют собственные, совершенно особые танцы для сбора урожая, свадьбы и прочих поводов.
Традиционная деревянная и кирпичная архитектура
Непал является родиной храмов-пагод с нависающими друг над другом крышами числом до пяти. Этот тип храмов-пагод возник в XIIв. благодаря архитектору по имени Арнико.
Со временем художника своего дела пригласили на работу в Китай, он там женился и остался навсегда. Уже из Китая этот тип храма распространился до самой Японии.
Ступа - также чисто непальская форма архитектуры (например, Сваямбунатх).
Чайтья – это маленькие ступы, располагавшиеся первоначально во дворах буддийских монастырей. Лишь позже верующие стали воздвигать их и в других местах, чаще всего в память об умерших. Чайтья обычно более узкие и заостренные, чем традиционные ступы.
Часто богато украшенные, с изображениями Будды, они есть почти в каждом дворе на бесчисленных маленьких площадях и всегда ориентированы на стороны света.
Бахал – это типичный неварский буддийский монастырь, центр религиозной жизни общины. Святилища и жилые помещения окружают глубокий двор, посередине которого стоит небольшой храм. Основное святилище расположено напротив входа.
Индусские храмы также часто стоят в центре квадратного двора. В зданиях вокруг (саттал) живут священники и музыканты, полуоткрытые залы на первом этаже (патти) служат пристанищем паломникам и гостям или используются для проведения обрядов или подготовки храмовых праздников. Эти залы сейчас обычно закрывают деревом или пластмассой, и они служат жилищем бедным.
Полностью из камня строятся часто встречающиеся в северной Индии резко заостряющиеся кверху храмы шикхара, дворцы, похожие по архитектуре на храмы – пагоды, и частные дома. Комбинируя красноватый кирпич и темную саловую древесину, неварские архитекторы умели с большим искусством сочетать инженерную сложности с филигранной отделкой. Каждая несущая балка украшена богатой резьбой, а деревянные кронштейны, которые должны выдерживать огромный вес нескольких крыш, снизу доверху покрыты изображениями богов и богинь, жанровыми сценами и цветочным орнаментом, так что кажутся легкими и изящными.
Вершиной искусства резьбы по дереву являются многослойные дверные рамы в храмах и богато украшенные окна и эркеры во дворцах и богатых жилых домах.
Хотя твердая древесина отличается высокой прочностью, все же из-за землетрясений и пожаров до наших дней сохранилось немногое. Большинство сохранившихся зданий возрастом не более 300-400 лет.
Для непальской архитектуры типична торана – арка над дверной перемычкой портала, которая, однако, не является частью стены, а висит перед ней. Тораны всегда украшены богатой фигурной резьбой, обычно с изображением божеств данного святилища в центре композиции.